ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНЫЙ   РЕГУЛЯТОР ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ СО  СТАБИЛИЗАЦИЕЙ И ИНДИКАЦИЕЙ ЧАСТОТЫ

Абрамов Сергей    г.Оренбург

       В устройствах  автоматики и телеметрии широко используются низковольтные двигатели постоянного тока со стабилизацией  частоты вращения двигателя. На эту тему было много опубликовано статей. А вот для регулирования мощных низковольтных двигателей  200-500 вт эти устройства не годятся, так как для этих целей понадобились бы очень мощные выходные транзисторы. Иногда к тому же требуется знать точно частоту вращения двигателя.
       По этим причинам была разработана схема рис.1 широтно-импульсного регулятора вращения двигателя со стабилизацией и индикацией частоты.

                                                               РИС1
Частота  вращения двигателя регулируесся практически от нуля до максимума. В данной схеме  используется  двигатель МЭ252 с максимальной частотой вращения 12тысяч оборотов в минуту, и потребляемой мощностью 180 ватт. Регулируется частота вращения двигателя переменным резистором  R14, а реальные обороты индицируются на пяти светодиодных матрицах HG1-HG5.
На валу двигателя установлен диск с шестьюдесятью равномерно расположенными прорезями, для того чтобы можно было снимать показания датчика непосредственно в об/мин.
Оптронная пара установленная в разрыв между диском, снимает импульсы о реальной частоте вращения двигателя , которые усиливаются и формируются в прямоугольные импульсы микросхемой DD1. На микросхемах D1-D4 и кварце ZQ1 выполнен преобразователь частота-напряжение[1], который преобразует частоту оборотов двигателя в напряжение. На микросхеме D5 собрано устройство сравнения двух напряжений с задатчика R14 и преобразователя частота-напряжение, в результате чего формируются импульсы управления выходным ключом на VT1-VT6. Если напряжение с преобразователя меньше чем на задатчике ключ открывается и двигатель набирает обороты, как только напряжение с преобразователя превысит напряжение на задатчике ключ закрывается, двигатель за счет нагрузки на валу притормаживается. Количество параллельно установленных транзисторов VT3-VT6 для мощности двигателя 180 вт вполне можно уменьщить до двух или поставить более мощный, в этом случае придется увеличить размеры радиаторов. Индикатором частоты вращения двигателя служит простейший низкочастотный частотомер выполненый на микросхемах D6-D17 [2]
Конструкция собрана на двух печатных платах, основной110х160 Рис2 и плате датчика 30х30.


                                            РИС2


Радиаторы для  выходных транзисторов 110х50, для диодов VD4-VD7 110х50
О деталях: кварц ZQ1 –500Кгц можно заменить на 1-2Мгц, для этого понадобится перекинуть вход D3:3 на 13 или 14 ножку микросхемы D2:2 соответственно. Индикаторы АЛС324А на АЛС324Б для этого надо переключить 6 –е ножки микросхем D13-D17 на +9 вольт. Вместо 176ИЕ5 –176ИЕ12,ИЕ18. Трансформатор Т1 –270вт, обмотка 2 зависит от применяемого двигателя, намотана проводом диаметром  2,5 на 26 вольт, обмотка 3 намотана проводом диаметром  0,5 на 10 вольт, обмотка 4,5 намотана проводом диаметром  0,25 на 2х15 вольт

ЛИТЕРАТУРА
1.Б. Пионтак, Е. Скляр Радио N11,1985г, стр32
2.Я. Токарев  Радио N10,1996г, стр31
 

Скачать файлы