РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ МОЩНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Абрамов Сергей    г.Оренбург

        Регулировать частоту вращения электродвигателя постоянного тока можно изменяя на нем напряжение при помощи простейшего регулятора собранного на одном транзисторе. Это обстоятельство легко реализуется для маломощных электродвигателей так как потребляемый ток небольшой. А вот если возникнет необходимость регулировать напряжение для достаточно мощного двигателя то мощность рассеивания на транзисторе может стать значительной и придется применять большие радиаторы да и видимо достаточно мощные транзисторы. Известен и еще один способ регулирования напряжения на двигателе  методом фазово-импульсной модуляции. На двигатель подается полное напряжение с изменяемой скважностью. Эпюры показанные на рис 1 соответствуют 10% напряжения на двигателе, а на рис2 –90%. Тем самым на двигателе изменяется действительное напряжение, которое и влияет на скорость вращения ротора.

   РИС1.    РИС2.

Простейший способ изменять скважность импульса при неизменной частоте, это воспользоваться преобразователем напряжение-фаза выполненном на интегральном таймере КР1006ВИ1 рис3. Частоту генератора можно изменять в широких пределах емкостью C1. Для улучшения открытия транзистора VT1 возможно уменьшить сопротивление резистора R3 до 56-120 Ом, необходимо только следить чтобы ток нагрузки по выводу 3(D1) не превышал 100 ма. Напряжение питания устройства можно менять в широких пределах от 4,5 до 16,5 вольт.


  РИС3.
 

Чертеж печатной платы расположен на рис 4.
В заключение стоит заметить, что  оба метода регулировки частоты вращения двигателя имеют неприятную сторону, с уменьшением частоты вращения двигателя уменьшается и мощность. Для того чтобы этого не происходило необходимо вводить обратную связь, которая будет не только стабилизировать обороты ротора, но и компенсировать потерю мощности.


      РИС4.

Скачать файлы